Закрыть
UA
Памфір
Жизнь

Small Talk: Дмитрий Сухолиткий-Собчук, режиссер фильма «Памфир», представленный на Каннском кинофестивале

Поделись:

Сегодня на Каннском фестивале состоится мировая премьера дебютного фильма режиссера Дмитрия Сухолиткого-Собчука «Памфир». Поздравляем украинского режиссера и, пользуясь случаем, задали вопрос о его дебюте и кино.

Памфир

Почему посмотреть «Памфир»?

Если хотите посмотреть кино, с которым вы захотите вступить в диалог. В котором собрано воедино мультисюжетность и переплета разных сюжетных линий, которая будет как бы преследовать вас. Вы будете вспоминать кого-то, кого видели зорким зрением и вам захочется вернуться к этому фильму, чтобы возможно еще раз как-то по-другому познакомиться с другими персонажами. Это семейная сага, в которой вы найдете интересную и интригующую жизнь каждого из персонажей и после каждого просмотра вы раскроете фильм по-разному. Вообще хотелось сделать такое кино, в которое зрителю захочется возвращаться. Поэтому и интересно, чтобы вы посмотрели его, чтобы понять удалось ли это автору или нет.

Участие в Каннах для вас стало новостью? 

Проект очень долго создавался и были все предпосылки для того, что кино возьмет какой-то большой фестиваль. Канны для нас были приоритетом, первой аппликацией, к ним никуда не подавались. Этому предшествовала резиденция Cinéfondation при фестивале, в которой я работал над сценарием, и после которой сразу есть интерес различных программ Каннского кинофестиваля к проекту. Конечно, во время войны эта новость стала каким-то дальним сигналом, из далекого пространства, которое до нас дошло и мы только задумались, что точно, у нас еще есть и такая реальность, эта новость стала мостиком между реальностью войны и всего происходящего с фильмом. Она также напомнила, что вся команда, которая работала на проекте, когда-то занимались чем-то другим, чем тем, чем занимаются во время войны – очень многие из группы переключились на разную деятельность – есть люди, которые ушли на фронт или работают волонтерами в разных центрах. Это была возможность напомнить им, какие усилия они приложили, и порадовать новостью, которая, по сути, многих порадовала, это уже означает, что их труд и усилия были оценены. 

Кто стал прототипом главного героя?

Главный герой это собирательный образ, я не могу сказать, что у него был конкретный прототип. Скорее это образ человека, который определенным образом относится к постигающим его обстоятельствам. И в первых двух драфтах сценария это был покорявшийся судьбе человек, а после того, как в проекте появился Александр Яцентюк, исполнитель главной роли, я изменил образ под него, под его энергию, и сценарий от этого выиграл. Актер привнес в него очень много разных своих нот. У главного героя есть невероятно сильная родительская энергия, и мне хотелось найти именно такого актера, у которого есть эта мощная мощь. И Александр имел, мы начали работать с его энергиями. Поэтому этот сборный образ возник симбиотически, в процессе работы над сценарием, работы с актером, работы на репетициях, съемочной площадке. 

Памфир 2

Кадр из фильта «Памфир»

Дмитрий Сухолиткий -Собчук

Дмитрий Сухолиткий-Собчук режиссер

Кадр из фильма «Памфир»

Как изменилась ваша жизнь во время войны? 

Первых несколько дней я находился в Киеве, дальше переехал во Львов и занимался волонтерской деятельностью. После чего я понял, что гораздо больше людей занимаются волонтерской деятельностью лучше, чем я могу это делать. Я подумал, что мои навыки могут пригодиться в другом русле, поэтому я все чаще стал брать в руки камеру и снимать. На данный момент из этого вышло несколько сюжетных линий, за которыми я наблюдаю, порой это просто материал, иногда уже осмысленное кино об изменениях в нашем обществе во время войны. Я снимаю в разных местах, где находятся мои персонажи, или мне просто хочется пойти куда-то, снять и показать как люди работают, рассказать что их мотивирует, как было по одному, а стало иначе, и как эти изменения полностью коренным образом повлияли на деятельность людей в нашему государству. Иногда продолжаю помогать с волонтерскими задачами, но они занимают где-то 10-15% деятельности, в основном это съемки документального кино.

Какое антивоенное произведение арта вы считаете произведением искусства? 

В литературе таковых очень много, это и Ремарк, и Хемингуэй. Но я, конечно, затронул бы свою сферу – кино. Так что могу назвать фильм «Перед дождем» Милчо Манчевского. Эта картина раскрывает трагические события войны в начале 90-х в бывшей Югославии, и показывает разные судьбы разных людей, но в ней есть очень необычный прием – иллюстрация того, что могло бы произойти если бы была война, и не было войны, кто мог выжить , и кто имел неизбежную трагическую судьбу. 

Также можно назвать фильмы Ясмели Жбанич – «Грбавица» и «Куда ты идешь, Аидо?». Собственно, о событиях, которые помнит поколение тех, кому сейчас 30+. Первый отражает последствия войны в Боснии и Герцоговине, а второй показывает начало войны и судьбу ни в чем невинных людей одного из селений. Последняя картина и сейчас очень критично звучит, потому что в ней такой контрапунктной линией присутствует критика бессилия и определенной импотенции НАТО, которую оно проявляло как в то время, так и продолжает проявлять сейчас по отношению к странам, противостоящим сокрушительной силе врага. 

Также я бы назвал еще три фильма, из классики, так сказать. Это по сути Хемингуэй и Ремарк в кинематографе – «Целостнометаллическая оболочка» Стэнли Кубрика, «Тонкая красная линия» Теренса Малика, и сокрушительное и адское кино Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня». Я умышленно не называю фильмы советских времен, потому что они в большей своей массе они пропагандистские. И если я сейчас назову хотя бы какую-нибудь картину, то это все равно будет кино, в котором мы между строк прочтем советскую идеологию. В советском кино очень много примеров хорошего авторского высказывания, но мы точно понимаем, что там остается идеологическая составляющая, даже если эти авторы признаны классики, как советского, так и мирового кинематографа. В наше время мы должны деконструировать и разделять художественную и идеологическую составляющую. Такая задача все больше возникает и в искусстве в целом.

Кто и что вас сегодня вдохновляет и мотивирует?

Наверное это самые родные, самые близкие люди. Ответственность перед теми, кого ты любишь. Хочется сделать что-то важное для своей страны, быть полезным – наверное, этот поиск стал более острым в условиях войны.

Какая из последних новостей вас порадовала?

Видимо это было на мой день рождения. Были съемки и мы проезжали мимо Черновцов, я заехал к родителям и в воинскую часть к человеку, который я очень сильно уважаю, и в тот день мне очень хотелось его обнять и поговорить несколько минут, это писатель Александр Михед. Я помню, что когда удалось его увидеть, я невероятно и искренне обрадовался. Рад был видеть этого человека, знать что он жив и в порядке, если в данном контексте можно применить это слово. Это было очень радостно.

 Фото: Антон Кулеба

Читайте также: SMALL TALK: ИРИНА ЦЕЛИК, РЕЖИСЕРКА О УЧАСТИИ В КАННСКОМ КИНОФЕСТИВАЛЕ 2022 >